Большое путешествие по Греции. Часть 2: Санторини

Перелётная врач

Читать Часть 1: Крит

Паром на Санторини

Тема парома на Санторини волновала меня в свете коронных событий, потому что из порта города Ретимно, который в часе езды от нашей локации, он уходил пару раз в неделю два раза в день, рано утром и вечером. Я спланировала идеальный день, не требующий отдельной ночёвки: утром мы едем на автобусе в Ретимно, бросаем вещи в камеру хранения на автовокзале, гуляем по центру, набережной, в порту, обедаем и вечером благополучно садимся на паром. Через два часа высаживаемся на Санторини и заселяемся в новый отель. Но билеты я брать не решалась, т.к. условия возврата были непрозрачные. И правильно сделала. Оказалось, что вечерний паром отменили за пару дней до нашего выезда, оставили только паром в 8 утра. Очень не люблю такие ранние выезды, но делать нечего. Мы вечером накануне забронировали такси на углу нашей улицы за 80 евро, доехали с ветерком и прямо к парому. Жаль, что не погуляли по городу, но успели посмотреть рассвет в порту и послушать перезвон колоколов.

Рассвет в порту в Ретимно.

Билеты на паром я купила заранее онлайн на сайте Ferries in Greece, это агрегатор билетов, который берет небольшой сервисный сбор при оплате, но не делает наценку на билеты. Кстати, на мои паромы там были в наличии даже более удобные места, чем на сайте перевозчика. При бронировании билетов вам необходимо будет ввести возраст пассажиров, чтобы применить возможные скидки на детей. На нашем пароме Sifnos Jet компании Seajets дети до 5 лет ехали бесплатно, а в возрасте с 5 до 10 лет со скидкой 50%. Детские данные надо вводить в последнюю очередь и не выбирать место по более высокому тарифу, как мы выбирали себе, а выбирать место в эконом-классе, чтобы система посчитала бесплатно и без места (в случае до 5 лет). На некоторых паромах можно перевозить транспорт, например, автомобиль или мотоцикл, это тоже нужно указывать при бронировании. С Санторини нам в любом случае надо было выезжать на материк, поэтому в этом же бронировании я купила билеты в Афины, чтобы не платить сбор дважды, но об этом позже.

Нам оставалось получить в кассе сами билеты, т.к. на этот паром не было электронных билетов: я оплатила онлайн на сайте, но перевозчик требовал распечатанные в кассе билеты. Мы успели за минуту до большого экскурсионного автобуса и очереди из пассажиров. А так нас встретил сотрудник порта прямо из машины как дорогих гостей (муж даже спросил у меня, не входит ли этот сервис в наш тариф, настолько это было классно) и быстренько распечатал билеты.

Мы выбрали самый высокий класс билетов, т.к. разница в цене для взрослых была не очень большая, а ребенок ехал бесплатно. Но по этим билетам мы были на самой верхней палубе в отдельном помещении в удобных креслах и на большом расстоянии. Было ощущение, что основные билеты раскупят именно в эконом-класс, где и будут плотно сидеть пассажиры с размещением, похожим на салон самолета. Так и произошло. Практически весь автобус плотно сел в эконом-классе на нижней палубе, часть людей в следующий Club-Class на верхней палубе и, что удивительно, почти все места в Platinum Class были забронированы. Стюард проводил нас до мест и сказал занимать любые удобные нам, а не по номерам в билетах, поэтому мы заняли тройные кресла во втором ряду, чтобы были столики от впередистоящих кресел. Кому-то может быть удобно в первом ряду вытянуть ноги, а для путешествующих парами удобнее сесть в двойные кресла. Мы были в самом носу корабля, из нашей кабины вела дверь в капитанскую рубку.

В каждом классе были очень чистые туалетные комнаты, можно было купить напитки и снеки в баре. На стенах висели телевизоры, по которым показывали технику безопасности, новости и спортивные трансляции, правда, без звука. Багаж мы оставили при входе на корабль, нам его любезно выгрузили уже на острове. Дорога заняла около 2 часов, качка практически не ощущалась. Эти паромы считаются скоростными.

Приезд на Санторини может быть суетным: порт маленький, стоянка дорогая, поэтому высадка происходит очень быстро, людей много, а места мало. Вы сразу попадаете в круговорот событий: тут отходят автобусы, тут зазывают таксисты, тут вы с вашими вещами и детьми. Поэтому мы забронировали трансфер от отеля, сотрудница встретила нас с табличкой прямо у парома. Это удобно, практически все хосты, в том числе те, кто сдают частные апартаменты, предлагают такую услугу.

Санторини

Итак мы на волшебном острове, куда давно мечтали попасть. Белые домики, синие купола церквей и морской вид с открыток как раз отсюда. Греция не вся такая, но у Кикладских островов есть что-то общее. Именно Санторини стал самым растиражированным и коммерчески успешным туристическим местом, остальные Киклады гораздо менее популярны. Нам очень хотелось посмотреть на феномен этого острова. И пандемия дала нам шанс побродить по этому острову без толп туристов.

На самом деле сам остров называется Тира (Фира), но для всех более привычно название Санторини. А все потому, что когда-то это был остров с вулканом Санторин в центре. Здесь была своя цивилизация, до сих пор ведут раскопки, а часть доисторических ценностей хранится в Акрополе в Афинах. Но около 1500 тысяч лет до н.э., т.е. около 3500 лет назад, произошло ужасное и длительное извержение этого вулкана. Когда вулкан полностью извергся, то его кратер обрушился под своим весом в море, создав в центре острова огромную дыру, мгновенно заполнившуюся водой. Это и есть кальдера, вид на которую всех так завораживает. Цунами, поднявшаяся в результате этих событий, частично уничтожила минойскую цивилизацию на Крите, а само извержение породило легенду об Атлантиде. В центре кальдеры можно увидеть верхушку подводного действующего вулкана и несколько островов, образовавшихся после нескольких извержений.

Вид на кальдеру и вулкан.

Несмотря на то, что здесь разворачивались такие драматичные события, именно Санторини стал самым романтическим греческим островом. Многие пары приезжают сюда провести свадьбу и медовый месяц. Фотографии на фоне белых домиков, голубых куполов, синего моря и черных скал выходят потрясающими. Здесь сдаются виллы с бассейнами с видом на кальдеру за несколько сотен и тысяч евро за ночь. Но в пандемию приличные номера в отелях и апартаментах можно было найти гораздо дешевле. Да, ребята берут деньги за вид на море и за закат, за бесплатные природные явления. Но на этом острове коммерция на каждом шагу. После Крита это было очень заметно.

У Санторини есть и другой пологий берег с пляжами, жильем подешевле и с видом на восход. Но когда мы собрались ехать на остров, такой вариант размещения я не рассматривала. Пляжами мы планировали насладиться на Крите, обычный вид на море или его близость меня здесь не интересовали. На Санторини едут за другим.

Невероятную атмосферу острова хотелось ощутить именно на обрыве, с видом на закат и желательно с собственного балкона. Я долго искала жилье и, как и писала выше, не бронировала до последнего. Жилье я подтвердила после покупки билетов на паром. У меня было несколько фаворитов, которые предлагали вид на кальдеру и на закат и делали хорошие скидки из-за короны. Я выбрала отель с хорошими отзывами и фотографиями, а главное — с видовым балконом. Плюсом шел большой бассейн, что редкость для таких отелей. Часто не бывает ничего такого или есть небольшая гидромассажная ванна. А надо отметить, что жара на острове ощущается сильнее, чем даже на Крите, из-за высоты, камня и отсутствия зелени.

На Санторини мы поселились в местечке Фиростефани. Этот поселок начинается сразу за столицей острова Фирой, которая является транспортным хабом, куда приходят паромы, а с автовокзала уходят рейсовые автобусы в разные части острова. Поэтому в первый день мы пообедали в ресторанчике недалеко от отеля (соотношение цена/размер порции вполне московские, а не греческие), прогулялись пешком вдоль кальдеры из Фиростефани в Фиру, забрали в туристическом центре билеты на паром в Афины, купили продукты в супермаркете и посмотрели столицу. Даже без толп туристов город довольно суетной, кругом торговые лавки и полупустые рестораны с грустными зазывалами. Останавливаться пожить в Фире я бы не хотела.

Вечером мы искупались в бассейне, приготовили ужин и вышли смотреть закат на наш балкон. Перед каждым номером на балконе был столик, стулья и зонт, поэтому идеальный ужин или завтрак вам обеспечен.

Закат с нашего балкона

Один из лучших способов посмотреть настоящий остров, его природу и масштаб — это пройти по пешеходной тропе из Фиры в Ию (или наоборот). Тропа идёт вдоль кальдеры, сногсшибательные виды на море и виллы вам обеспечены. Если выходить из Фиры, то вам встретятся посёлки Фиростефани и Имеровигли.

После Имеровигли дорога будет проходить в основном по дикой местности без магазинов и кафе, поэтому необходимо запастись водой. Выходить на маршрут нужно в удобной обуви, с головными уборами, солнечными очками и под солнцезащитным средством. Весь путь, а это около 11 км, будет проходить под палящими лучами солнца. В низкий сезон дуют сильные ветра.

Если в населенных пунктах дорога облагорожена и есть какие-то заграждения, то на дикой части ничего такого нет. Местами вы идёте по узкой тропе над обрывом, а из-под ваших ног камни летят в пропасть. Острые ощущения! Мы были единственные на маршруте с ребёнком. В такой хайкинг мы ходим с эргорюкзаком и несём дочку по очереди, когда она устаёт или хочет поспать. Однако тут рюкзак был нужен ещё и из соображений безопасности, поэтому оцените свои силы, если собираетесь в путь с детьми.

Но этот хайкинг был одним из самых сильных впечатлений от острова. Он дал возможность увидеть всю эту невероятную горную вулканическую породу, на склонах можно было разглядеть разные цвета камня: все возможные оттенки черного, жёлтого, красного. Растительность на острове довольно скромная, т.к. на вулканической породе зеленеть непросто. Много колючек, низких кустиков. А вот на облагороженной городской части маршрута у белоснежных вилл растёт много кактусов и бугенвиллей.

В какой-то момент тропа заворачивает так, что вы видите половину острова и белые домики в посёлке Ия впереди. А потом дорога поднимается высоко и вдруг вы видите оба берега сразу. Мне стало очевидно, насколько остров маленький, и я долго думала, как люди тут рождаются, живут, как готовы строить тут бизнес, как зависят (или нет?) от туризма и что с ними происходит в пандемию, как они живут сезонами, уезжая в Афины на зиму, что думают подростки, которые выпархивают из родительского гнезда и куда они уезжают.

Вид на другой берег.

Есть феномен островной жизни, мне пока не близкий. Мне интересно побывать на острове, посмотреть, примерить его на себя. Но становится скучно, если представляю постоянную жизнь тут: вряд ли здесь великолепная медицина, образование, возможности для учебы, карьеры и самосовершенствования, богатая культурная жизнь. Видимо, в таких местах живут ради другого.

Мы пришли пешком в поселок Ия, в котором все смотрят закаты, т.к. с края острова видно, как солнце падает за линию горизонта в море. Есть популярные споты, где продаются места в кафе, а люди занимают места за час до заката. Мы не планировали специально смотреть закат в Ие, хотели избежать толп. Но раз уж мы оказались тут к вечеру, то решили поучаствовать и в этом.

Вид на Ию.

После хайкинга мы отдохнули в кафе, покатали ребенка на качелях на городской площадке и потихоньку пошли в сторону старого замка на краю острова. По пути любовались лоском и шиком витрин и вилл. Жить в Ие я бы тоже не хотела, слишком пафосно и много людей даже в пандемию. Но побродить по узким улочкам было приятно. Народу на смотровой площадке было много, но, судя по кадрам из видеоблогов, до карантина народу здесь было неприлично много! По крайней мере, сейчас мы не толкались локтями, не занимали место за час, а во время прогулки по улочкам не было ощущения, что мы в метро в час пик.

Закат был классный и быстрый. После него все потихоньку пошли в сторону автовокзала. Найти его тоже было нетрудно. После заката автобусы отходили один за другим, а не по расписанию, чтобы увезти всех желающих. Все автобусы идут через Фиру, там следует пересесть на другой, если вам ехать дальше.

Мы же решили прогуляться по вечернему городу, воспользовавшись тем, что дочка заснула в рюкзаке.

На следующий день мы решили поехать на пляж и посмотреть вулканический черный песок. На автобусе из Фиры можно доехать на пляж Перисса или Камари. Мы выбрали Камари. Это тихий поселок на восточной стороне,здесь много отелей и апартаментов, большая набережная с ресторанами, широкий пляж.

Песок и правда черный! Очень необычно. А вот купаться на таком пляже мне не очень понравилось. Песок горячий, поэтому по пляжу стоит ходить в обуви или по деревянным настилам. В воде галька, быстро становится глубоко. Муж сплавал к скалам, понырял с маской, посмотрел, что на дне лежат крупные черные валуны, катившиеся с вулкана, а скалы были облеплены морскими ежами.

Скала, разделяющая чёрные пляжи Камари и Перисса. Днём между пляжами каждый час курсирует лодка.

Мы пробыли на пляже пару часов и пошли обедать в кафе на набережной. Вернулись тем же путем в наш отель, чтобы ещё раз искупаться в бассейне и посмотреть закат. Это был последний вечер на Санторини. Уложив ребенка спать, мы очень долго сидели на балконе, попивали местное вино, выращенное в центре острова на вулканической породе, смотрели на мерцающие огоньки и темное море.

Кстати, было много опасений по поводу доступности острова детям. Есть отели, куда с маленькими детьми не заселяют. Вероятно, это делают как из-за концепции отеля, если он романтический для пар и adults only, так и из-за безопасности, если его террасы слишком открытые. Еще было непонятно, как гулять по острову в целом. Но на самом деле, ничего опасного, кроме части тропы, на острове нам не встретилось. Более того, в нашем отеле (на нашем этаже и террасе вообще был “детский сад”) и просто на улицах мы видели много семей с маленькими детьми, которых родители несли на руках или в рюкзаках. Да, коляску по многочисленным лестницам не очень удобно таскать, но и лестницы не везде. В Ие мы видели несколько семей с легкими складными колясками.

Ну и пока дети маленькие, им интересно с родителями, поэтому это шанс для родителей съездить пока еще туда, куда им хочется, не оглядываясь на детские развлечения. На длительное время или на пляжный отдых с детьми я бы сюда не поехала. Для этого в Греции есть гораздо более комфортные острова и пляжи, тот же Крит был идеален для семейного отдыха. Но погулять несколько дней, съездить куда-то, в том числе на машине, провести несколько часов, копая с ребенком для разнообразия черный песок, вполне по силам! А вот ехать с детьми на короткую однодневную или двухдневную экскурсию с Крита я бы не рискнула. Да и честно говоря, даже без детей. На большой скорости и за суетой можно не понять остров и не увидеть его настоящим, а увидеть только лоск торговых улиц.

Нам Санторини понравился, особенно без толп туристов. Но пришло время двигаться дальше. У нас были билеты на паром в Афины. Билеты я бронировала сразу Крит-Санторини и Санторини-Афины. Но на последний паром сами билеты необходимо было забрать в офисе компании в Фире (что мы сделали в первый день). И из-за низкого числа туристов комфортный паром был только один. Он отправлялся в 15:30 из порта Фиры, а в Афины прибывал в 22–23 часа. Были скоростные паромы с сидячими местами, шли быстрее, но все равно сидеть с ребенком столько времени мне показалось не очень интересным. Да и в этом морском путешествии хотелось попробовать все возможные виды водного транспорта, в том числе поехать в настоящей каюте! Такой вариант был только на этом пароме, т.к. ночной, на который я поначалу рассчитывала, отменили.

Трансфер мы заказали у нашего отеля, водитель отвез нас с вещами в порт. В самом порту есть пара кафе, где можно в тенёчке подождать ваш паром. Санторини не первая остановка, сюда паром заходит по пути с других Кикладских островов, потом делает еще несколько остановок и далее идёт уже в Афины. Поэтому время отправления зависит от того, не опаздывает ли паром с других островов. Нам повезло, паром пришел вовремя. Мы взяли в кафе еду и напитки на вынос, чтобы поесть спокойно в каюте и уложить дочку там на дневной сон.

В докоронное время можно было забронировать всю каюту или только койко-место, в том числе только в женской или только в мужской каюте. Из-за короны можно бронировать только каюту целиком, но мы в любом случае так и планировали. Ребенок до 5 лет едет бесплатно и без места. Каюты бывают внешние с окном и внутренние, где вместо окна зеркало. С окном чуть дороже, но очень уж хотелось смотреть на море, а не сидеть “в шкафу” всю дорогу.

Началась посадка на огромный паром. Сначала заезжали фуры, оставляли груз для переправы и выезжали пустые. Потом пустили легковые автомобили и мотоциклы. И отдельно стали запускать людей. На входе проверяли билеты, нам с вещами и ребёнком предложили воспользоваться лифтом и обратиться на стойку регистрации для получения ключей от каюты. На стойке нам выдали карточки-ключи, а портье взял наши чемоданы и проводил до двери каюты.

Каюта представляла из себя номер с четырьмя заправленными свежим бельем кроватями (две нижний, две верхних полки как в купе поезда), со шкафчиком, зеркалом, столиком и туалетом с душем. Очень комфортно и просторно, нам удалось спокойно разместить все чемоданы, а заправленные четыре кровати вместо оплаченных двух были приятным бонусом.

Вид из окна каюты.

Мы поели в каюте, дочка поспала, потом мы вышли на палубу посмотреть остановки на ещё двух Кикладских островах, погуляли по общим зонам. Для пассажиров открыты несколько этажей, на каждом есть открытая палуба, где можно дышать морским воздухом и разрешено курение. На крытых палубах есть кафе с едой и с напитками, много кресел со столиками, которые можно занимать свободно, имея билеты в эконом-класс. Видели ещё небольшие помещения с креслами как в самолете, там было потише. Но провести 6–7 часов сидя непросто, многие тут же лежали, сдвинув кресла. Хотя цена за каюту была не сильно выше. Нам очень понравилось уединенное путешествие в каюте, даже не хотелось выходить, а хотелось лечь спать на всю ночь!

Посадка на паром на другом Кикладском острове Парос. Фуры заезжают, оставляют контейнер и выезжают.

Ночью мы прибыли в афинский порт Пирей, откуда нас забрал водитель такси, вызванный хозяйкой квартиры в Афинах.

Часть 3: Афины

Часть 4: Метеоры

blanche_grange

Канал в телеграм “Перелётная врач”, https://t.me/zugvoegelin/ Штурмую немецкую медицину. 5 лет в Кёльне. Сейчас Гамбург, чайки, море, вот это всё.