Большое путешествие по Греции. Часть 3: Афины.

blanche_grange
7 min readFeb 20, 2023

Перелётная врач

Часть 1: Крит

Часть 2: Санторини

Часть 4: Метеоры

Афины

В Афинах мы остановились на 5 ночей. В первый день хотели просто погулять и посмотреть на столичную жизнь, а в последний посетить Акрополь. Между этими днями мы съездили в Метеоры, об этом напишу отдельно.

Мы специально выбрали квартиру в центре, чтобы везде ходить пешком. Позавтракав у себя на кухне свежей выпечкой, кофе, молоком и соком из соседней булочной, мы двинули гулять. Хотели пройтись по центру, для маршрута было несколько опорных точек. Сначала мы шли по направлению к площади Монастираки, здесь сосредоточена торговая жизнь города, много кафе, пешеходные улицы. По пути сразу встретили развалины. Это очень интересный контраст: колонны, которым тысячи лет, и современная жизнь.

Монастираки

От площади Монастираки по улице Эрму мы пошли к площади Синтагма (площадь Конституции). Здесь находится Дворец греческого Парламента, у которого мы очень хотели посмотреть ежечасную смену караула. Мероприятие обещало быть нестандартным!

Почетный президентский караул у памятника неизвестному солдату, площадь Синтагма.

По обеим сторонам от памятника неизвестному солдату стоят караульные из почетного президентского караула. Они стоят час в парадной форме. Чуть поодаль дежурит солдат в обычной военной форме, который следит за порядком около караула, например, просит отойти туристов, если те слишком близко, или поправляет форму на караульных. Этот солдат меняется вместе с караулом.

Смена караула.

Каждый час к монументу по протертым от многочисленных караульных дорожкам подходит смена и в течение минут 15 передает караул: медленно, с определенными движениями руками и ногами, что смотрится довольно необычно со всеми помпонами и юбками. При этом бряцает оружие, стучат металлические набойки на подошве и вообще момент торжественный!

На обуви караульных мягкие помпоны, а на подошвах — металлические набойки.

После смены мы решили пойти за караулом. Они шли довольно долго и зашли в расположение только около Национального сада. Идея спрятаться в тени таким знойным днём и нам показалась заманчивой. Мы долго гуляли по парку, встретили сухопутных черепах в кустах и переходящих (довольно быстро!) дорожки, а также водных черепах в пруду. Помимо черепах в парке было много птиц, а также козочек и овечек в загонах. Через парк мы вышли к храму Зевса Олимпийского.

Храм Зевса Олимпийского.

Вход в развалины платный, можно купить общий билет, который будет действовать на несколько подобных музеев под открытым небом, в том числе на Акрополь. Но мы решили, что все развалины обойти не успеем, поэтому купили билет только сюда. Конечно, колонны видно и из-за забора, но было какое-то нереальное чувство, когда мы ходили рядом. Вот колонны, им сотни лет, а вот мы, живём в совершенно другую эпоху, решаем совершенно другие задачи, чем люди того времени. А колонны всё стоят. Правда не все. Было интересно вблизи рассмотреть, что колонны не монолитные, а состоят из кружков: одна из них лежала, как “нарезанная колбаса”.

Колонны храма Зевса Олимпийского.

После храма Зевса мы вышли к Арке Адриана и по пешеходным улочкам пошли в сторону Акрополя, чтобы посмотреть район Плака, где сконцентрированы таверны, в том числе на лестнице. По пути нашли улочки маленького района Анафиотика, хотя его было непросто найти, мы в какой-то момент начали ходить кругами, поднимаясь витиеватыми улочками к холму, на котором стоит Акрополь. В конечном итоге мы спросили дорогу у сотрудников таверн с улицы Адриана, откуда как раз и можно было подняться к улочкам Анафиотики. Этот район не похож на архитектуру Афин, т.к. его построили жители Кикладского острова Анафи, трудившиеся над возведением Парламента, фактически перенеся сюда свой уклад и стиль. Здесь нет кафе и сувенирных лавок, зато есть узкие улочки, лесенки, яркие двери, горшки с растениями и много-много котов!

В Анафиотике есть много смотровых площадок. С них открывается вид на холм Ликабетос, на который многие ездят смотреть закат.

Дальше мы спустились в Плаку, прошлись по сувенирным лавкам, застали невероятных закат, который подсветил город и двинулись домой.

Развалины соседствуют с жилыми домами.

В Афинах мы пользовались столичными благами, например, такси и доставкой еды по приложениям. Самый вкусный гирос нам привезли домой именно тут! Цены нас приятно удивили, ужин из двух огромных горячих блюд без напитков выходил примерно 15 евро. В Германии так может стоить блюдо на одного.

На следующий день мы уехали с ночёвкой в Метеоры, а вернувшись, посвятили день полностью Акрополю. Не спеша прогулялись с утра по району, пообедали и пошли на холм. Билет в Акрополь можно купить отдельно, а можно в составе комплексного билета на все развалины, но нужно уточнять, сколько действует такой билет.

Парфенон

Мы зашли в Акрополь во второй половине дня, чтобы избежать полуденного зноя. Акрополь — это холм с плоской вершиной, здесь жил царь. Музей под открытым небом состоит из нескольких достопримечательностей, мимо не пройдёте: Парфенон (то самое здание с колоннами на самом верху), Храм Ники Аптерос, Эрехтейон (храм с кариатидами, дамами-опорами), Пропилеи.

Эрехтейон с кариатидами (копии)

Акрополь множество раз разрушался в ходе войн, реставрация началась после обретения Грецией независимости. Все новострои из Акрополя убрали, храмы отреставрировали или отстроили по эскизам, а скульптуры и рельефы заменили на копии, чтобы спасти их от воздействия окружающей среды. Оригиналы стоят через дорогу в Новом музее Акрополя, а также в Британском музее и в Лувре.

Оригиналы кариатид в Новом музее Акрополя, пять из шести, шестая в Британском музее.

Гулять по камням, видавшим всякое, было волшебно. Это чувство в Афинах меня посещало постоянно, но в таком месте, конечно, усилилось. Это не просто музей под открытым небом, не просто памятник архитектуры. Здесь вершились судьбы, здесь шла мирная жизнь и борьба, ходили в своих сандалиях люди сотнями лет. И вот мы идем в своих. Вот наш ребёнок беззаботно скачет по стертым тысячами ног камням. Нечто похожее я чувствовала и в Риме.

Кстати, для посещения такого музея мы тоже спланировали свой день так, чтобы дочка поспала в рюкзаке, пока мы бродим по Акрополю. Когда она проснулась, мы уже заканчивали осмотр красот тут и собирались пойти в крытый Новый музей Акрополя через дорогу. Мы не знали, успеем ли, поэтому заранее билеты не покупали, взяли их в кассе на входе. Музей действительно новый, он был построен как раз для того, чтобы спасти скульптуры, рельефы и прочие камни из развалин напротив. А также, чтобы со временем вернуть из других музеев экспонаты на родную землю, построив музей с надлежащими условиями хранения. Здесь же реставрационная мастерская.

Новый музей Акрополя

Однако самый большой сюрприз всех ждал, когда заложили музей. При начале строительных работ были проведены раскопки и в районе строительства обнаружили хорошо сохранившиеся развалины древнего города, что не удивительно! Несколько лет шла кропотливая работа археологов и специалистов, которые буквально кисточками расчищали камни. И теперь через отдельный вход снизу (по единому билету) можно пройтись по этому городу, посмотреть, как круто было уже тогда всё придумано (дома с канализациями, кухни, бани, улицы, рынки). Здесь же крутят фильм о том, как велись раскопки. Захватывающе, между прочим! Через стеклянный пол основного музея можно посмотреть вид сверху.

Раскопки под Новым музеем

Вечером мы не спеша прошли через центр к нашей квартире. Атмосфера города меня покорила. Перед поездкой я много смотрела и читала о местах, которые мы собирались посетить. И про Афины было много негативных отзывов. Да, здесь есть места, где грязно, есть неблагополучные районы (а где их нет?), многое требует ремонта и реставрации. Но красота в глазах смотрящего. Почему-то я не видела это всё как недостатки. Мне это казалось морщинками, шрамами, татуировками, чем угодно, что оставляет жизнь на, допустим, наших телах. И город с такой историей просто не может выглядеть как с отфотошопленной открытки. Именно этим он мне и понравился: атмосфера, колонны, светлые дома с большими окнами, кругом кипит современная жизнь, но рядом какие-то развалины, причем, необязательно это музей, просто часть города, понравились люди, цены, еда, в конце концов! Пожалуй, суетной город летом с маленьким ребёнком был единственный сложный момент во всём нашем маршруте. И я бы вернулась сюда с дочкой, когда она чуть подрастёт: прочитаем с ней мифы Древней Греции и поедем их смотреть!

Вечер мы провели на балконе с видом на обычную жизнь греков, и это я тоже люблю в таких путешествиях: видеть нетуристическую жизнь, людей в их повседневности, смотреть, чем живет и дышит сам город (или любая местность), а не только его фасады и витрины сувенирных лавок.

Утром нас забрал водитель, который нам заботливо вызвала владелица квартиры. Кстати, весь комфорт в Греции можно получить за умеренную плату. А после месяца в турне такие мелочи, как помощь с багажом или удобные подушки, многое значат.

Из своего путешествия мы увозили не только оливковое масло, мёд, 3000 фотографий и бесконечное количество впечатлений.

Мы увозили новых себя, мой муж нашёл здесь (и внутри себя) новое увлечение, моя дочка помнит поездку в подробностях, потому что мы часто её обсуждаем, особенно она запомнила коз кри-кри и внезапно кариатид. А я опять распалась на части и пересобралась заново, влюбилась в Грецию, в идею долгих и нетуристических поездок, когда есть время и силы на то, чтобы впитать всё, что видишь, и увезти это как часть себя.

Подписывайтесь на канал “Перелётная врач” в телеграме, буду рада поделиться интересными местами, лайфхаками и личными историями!

blanche_grange

Канал в телеграм “Перелётная врач”, https://t.me/zugvoegelin/ Штурмую немецкую медицину. 5 лет в Кёльне. Сейчас Гамбург, чайки, море, вот это всё.